Зимний пейзаж. Часть 3.
Приветствую!
Вот уже было выпущено два урока на тему "Зимний пейзаж", в этом уроке, попробую собрать информацию воедино в виде общих советов. Снимать в зимнее время непросто. Это и холод, и цветовая монотонность пейзажа, и труднодоступность некоторых мест для фотосъемки (в теплое время года, вы наверно уже бывали в таких местах и делали снимки).
"Советы и рекомендации по зимней пейзажной фотосъемке"
1) Экспокоррекция (компенсация экспозиции). Сцены, где есть снег - не используйте автоматические режимы фотосъемки! Матричный экспозамер и положительная компенсация экспозиции в 1–1,5 ступеней, если снег преобладает в кадре; отрицательная компенсация в 0,5-1 ступень – если его в кадре совсем немного.
2) Экспозамер. Проработанный снег - залог успешной фотографии. Ровная белая снежная поверхность обедняет фото. Определяйте экспозицию по снегу. В облачный день либо изначально вводите коррекцию экспозиции, либо замеряйте по тыльной стороне ладони и вносите положительную коррекцию в 1 ступень (не забывайте, что освещение ладони должно соответствовать освещению снимаемого пейзажа – не стоит замерять экспозицию солнечным днем, стоя в густой тени дерева). В солнечный ясный день встаньте спиной к Солнцу и замеряйте по небу. Фиксируйте экспозицию, перекомпоновывайте кадр и снимайте.
3) Режим фотосъемки. Рекомендованные режимы - ручной или с приоритетом диафрагмы.Не рекомендуются: приоритет выдержки и автоматические режимы. Правда, если в вашем фотоаппарате есть автоматический режим "Снег/Пляж", то можно попробовать его.
4) Баланс белого. Добавьте немного теплоты холодным зимним оттенкам, установив баланс белого на «Облачно» (Cloudy) независимо от наличия облаков. Противоположность: установив баланс белого на «Лампы накаливания» (Tungsten), можно еще больше усилить синеву и холод пейзажа, особенно в утреннее и закатное время.
5) Чувствительность. Тут все просто. Не увеличивайте ISO без надобности. ISO 100-200 будет в самый раз.
6) Вспышка. Использование вспышки чаще всего приводит к неестественности сцены. Зачастую четко видна граница действия вспышки. По этому не рекомендуется ее использовать.
7) Светофильтры. Если есть возможность использовать светофильтр, то рекомендуется к применению. Солнечным днем не помешает поляризационный фильтр: добавит синевы небу и уменьшит отражения от снега. Аккуратнее с поляризационным фильтром в горах – может сделать небо неестественно синим. Градиентные нейтральные фильтры помогут в сценах с высоким контрастом.
8) Жанр фотографии. Солнечным днем отлично будет выглядеть пейзаж с ярким и искрящимся снегом – снимайте пейзажи. Облачным (когда пейзаж скорее всего получится невыразительным и монотонным) – снимайте портреты или ищите «непейзажные» композиции – яркую гроздь рябины или еловую лапу под снегом, засыпанную скамейку, сосульки, снежинки, причудливые узоры или льдинки. Правда, и в пасмурный день можно снимать пейзаж. Главное передать атмосферу, пейзажи с пасмурным небом тоже очень интересны.
9) Время. Зимний день короток, но рассвет и закат длятся дольше, чем в теплое время. Стандартная рекомендация: рассветное и закатное время наиболее подходит для съемки, а длинные зимние тени помогают «разбавить» однородность снежного покрова и добавляют кадру динамики.
10) Цвет. Старайтесь, чтобы в кадре обязательно присутствовал цвет (кроме голубизны неба, белого снега и еле видной полоски леса на горизонте). Постарайтесь включить в сцену яркие пятна, без которых кадр выглядит скучным и плоским. Но аккуратнее – цвет будет привлекать внимание (яркая пачка из-под сигарет вряд ли станет желаемым смысловым центром, а вот яркий дорожный знак оживит зимний дорожный пейзаж). Доминирование белого снега и контрастных ему темных предметов располагает к черно-белой фотографии. Зимний пейзаж – один из немногих случаев, когда (по моему мнению) черно/белая фотография не только оправдана, но и просто рекомендована. Не забывайте, однако, о «разбавлении» однородности снега: найдите тени или включите в кадр тропинку, уводящую взгляд. Не стоит увлекаться «тонированием» зимних ч/б снимков – столь любимая многими сепия чаще всего выглядит не к месту на зимнем пейзаже.
11) Композиция. Стандартные рекомендации. Снег затрудняет композиционное выделение переднего плана и фона, что делает пейзаж плоским и невыразительным. Ищите цвет и выстраивайте композицию вокруг него, стройте композицию так, чтобы избежать невнятной однородности снежного покрова – включайте тропинки, скамейки, кусты, обыгрывайте одиноко стоящие деревья. Избегайте передачи «бескрайних просторов» - яркие краски теплого времени года прощают огрехи, зима судит много строже. Динамики снимку добавляют тени на снегу.
И в заключение: как ни парадоксально, но зима – благоприятное время для пейзажной фотографии. Нужно просто вдумчивее и внимательнее оценивать композицию будущего снимка и держать в голове необходимость внесения поправок в установки, предлагаемые фотоаппаратом в автоматическом режиме.
Хочу напомнить, что на сайте "Фотография и Жизнь" продолжается Акция. Не упустите свой шанс получить Бесплатно книги по фотографии.
Удачных снимков!
"Фотография и Жизнь"
|