Фиксируя или интерпретируя мир, фотографы пользуются языком света. От того, насколько хорошо мы понимаем и используем свет, зависит выразительность наших фотографий. Именно он дает возможность пленке фиксировать цвета, детали, формы и текстуру предметов. Фотограф подобно живописцу «рисует» объем предмета с помощью света и тени - он тоже создает на плоскости объемное изображение. В этом уроке мы расскажем о том, как это происходит. Узнав особенности света, вы улучшите качество снимков и сделаете хорошие портреты ваших родственников и друзей. Психология - важнейший элемент портретной фотографии. Человек на хорошем портрете узнаваем, потому что фотограф сумел выразить его «натуру» через характерный жест, выражение лица или позу. Это проще сделать, если вы можете сфотографировать человека в его естественной среде, за повседневными занятиями с вещами, которые ему привычны. К тому же гитара в руках музыканта или вязальные спицы у бабушки смогут помочь им отвлечься от вашей камеры и создадут необходимый колорит.
ПОСТАНОВКА И «РЕПОРТАЖ»
Можно «следовать за моделью» в репортажном стиле, наблюдать за ней либо воплощать задуманный вами образ. Главный вопрос: для кого вы делаете этот портрет? Для себя или «для заказчика»? В первом случае возможна любая форма общения и игры, любая схема освещения. Делая портрет для другого, надо учесть, каким он хочет увидеть себя. В этом случае фотограф старается «не навредить» клиенту, использовать наиболее удачный свет, чтобы не подчеркивать недостатки лица или фигуры. Один и тот же человек может выглядеть по-разному в зависимости от стиля вашей съемки (фото 1 и 2).
На фото 2 девушка явно чувствует себя более свободно, чем на фото 1. На снимке внизу общее освещение, нет никакой специальной схемы; на втором модель не могла легко менять позу, потому что был выбран один определенный ракурс и подсвечивались волосы и часть щеки в теневой части. Если вы выстраиваете схему света, модели приходится ждать, поэтому поза и выражение лица могут быть менее естественными. Но иногда форма сама по себе бывает очень выразительной - тогда стоит набраться терпения и выстроить схему света, чтобы подчеркнуть красоту человека. Другой вариант - поставить свет так, чтобы забыть о нем и сосредоточиться на модели. Человеку нужно пространство для движения и возможность менять позы - тогда ему проще расслабиться. Освещенная область должна быть достаточно большой, чтобы не стеснять модель. Для портретной съемки хороши зонтики, они создают мягкий широкий поток света, и с ними легко работать. Если световая схема проста, вы сможете забыть о технике и сконцентрироваться на выражении лица и позе модели.
Эмоции очень кратковременны, даже улыбка имеет нужную фазу лишь долю секунды. Иногда ее начало бывает более выразительным, чем кульминация. Поэтому имеет смысл всегда держать камеру наготове или вообще смотреть через видоискатель, если это не очень смутит вашу модель.
|