У японских буддистов не принято говорить, что какого-то конкретного человека нет или, что его не существует. Иными словами они не скажут, что Василия Пупкина нет. Ведь если его сейчас рядом нет, это ведь не означает, что его совсем нет. Василий Пупкин, может в данный момент сидеть у тихой заводи и удить рыбку, а может он банально отсыпается дома после тяжелой работы.
В результате таких умозаключений, японские буддисты говорят, что: «Василий Пупкин не пришел».
Вы спросите, а причем тут Василий Пупкин и пейзаж? Немного терпения и все станет ясно. У каждого человека есть фантазия позволяющая дорисовывать некие картины и образы. Особенно если этого нет на фотографии. С другой стороны, нам также знакомо то обстоятельство, что существуют пейзажи, в которых основным средством воздействия на зрителя является красота; но есть и такие, которые рождают в нас и другие чувства, иногда целую их гамму. Об одном виде таких пейзажей, об одушевлённом пейзаже, мы и будем говорить.
Так что же я понимаю под одушевленным пейзажем? Могу сказать с уверенностью, что это не просто пейзаж . Одушевленный пейзаж это, пейзаж на котором изображено одно из трех действий: Вася Пупкин еще не пришел, собственно сам Вася Пупкин, который пришел, и Вася Пупкин уже ушел. Поняв разницу между «Вася Пупкин не пришел» и «Васи Пупкина нет», вы поймете чем отличается одушевленный пейзаж и просто пейзаж.
Как вы заметили из моего определения про одушевленный пейзаж и Васю Пупкина, эти три состояния отражают время: прошлое (Васи еще нет, мы оказались раньше него), настоящее (Вася пришел и попал в кадр) и прошлое (Вася Пупкин только что ушел). Если с настоящим все ясно, то вот два других времени заставляют подумать. Они-то и делают пейзаж одушевленным. Такие фотографии и порождают чувства и эмоции у человека просматривающего их. Они как бы рассказывают о том, что не попало в кадр. Для того чтобы обозначить наличие, где-то Васи Пупкина, которого сейчас нет в кадре, приходится создавать на него ссылку и ли некий указатель. На то, что тут был или отсутствует человек, указывают фотографические следы деятельности человека. Этими следами могут быть: скамейка, привязанная лодка, оставленная сумка у обочины дороги, следы на песке или снегу, подвязанное деревце, сельская изба, домашние животные (корова на лугу, гуси или утки в пруду), оставленный велосипед и даже забор. Продолжать можно долго, но вы поняли. Но, есть один небольшой нюанс. Бетонный забор и деревенская ограда., панельный дом и избушка. Что сможет добавить одушевленности вашей фотографии? Конечно же избушка и деревенская ограда. Почему? Все просто: избушка , даже кирпичная кладка создают соответствующую атмосферу (идею) присутствие человека, а вот промышленный бетон –нет. Потому что до бетонных плит и панелей практически не дотрагивалась рука живого человека. Просто представьте себе строительство дома из бревен, кирпича – это трудоемкий процесс и в процессе строительства до каждого кирпичика дотрагивалась рука человека ( вертела кирпич, наносился раствор, укладывался кирпич на свое место и т.д.), а вот с панелями, что? Кран, троса, установка. Все пара панелей и стена готова.
Теперь давайте просто для примера сравним пару фотографий: одну с грациозными газелями пасущимися в африканской саванне и другую – небольшое стадо коров облепленных мухами слепнями пасущихся на лугу. Какая на ваш взгляд будет одушевленной? На какой указывается присутствие человека? Газели вряд ли указывают на присутствие нашего Василия Пупкина. А вот коровы – да. Такой снимок как бы намекает, что Вася Пупкин где-то рядом. Он же выгнал это стадо пастись на луг. Вечером же он придет и погонит назад в хлев или по соседским дворам щелкая бичом и покрикивая на отстающих от стада буренок. А газели, что, сами по себе топают по саванне в поисках свежей травки…
Итак. Что же делает пейзаж одушевленным? Волк, мышка, заяц или же медведь? С уверенностью можно сказать, что нет. Они ни коим образом не указывают на присутствие человека. Собака, курица, скамейка, сам Василий Пупкин? Да, это указывает на присутствие человека. Теперь вы понимаете, что волк или заяц не могут одушевить пейзаж, а вот простая дворняжка или кролик могут. Отсюда важный вывод: пейзаж становится одушевленным не из-за того, что в нем присутствует живое существо, а из-за того, что в нем есть элементы так или иначе указывающие на присутствие человека.
Очень многие фотографы, особенно начинающие, любят снимать пейзажи стараясь, чтобы в объектив фотоаппарата не попал ни один след присутствия рядом человека. Да, такие фотографии порой бывают очень красивыми. Это тоже труд, запечатлеть чистую незамутненную гармонию природы. Но через некоторое время это надоедает. И что тогда происходит: фотограф начинает искать себя в других направлениях фотоискусства - это в лучшем случае, или же, что самое неприятное, разочаровывается в фотографировании и забрасывает это интересное дело, чаще всего это происходит с новичками. Что бы не произошло последнего хочется сказать следующее: фотографировать пейзаж и фотографировать одушевленный пейзаж это разные вещи. Почему? Да потому что, объединить в одной фотографии пейзаж и жанр – намного интереснее и результат держится гораздо дольше в памяти зрителя, чем просто пейзаж. Вернемся к нашему Василию Пупкину, раз решили его фотографировать, как лучше это сделать? Стоит ли нам фотографировать Василия Пупкина и его компанию, развалившихся на травке и о чем-то беседующих? Все зависит от того, что вы хотите сфотографировать – жанр или одушевленный пейзаж. При фотографировании одушевленного пейзажа, наш Василий Пупкин должен общаться не со своими корефанами, а сам с собой (т.е. в кадре он один) или же с природой.
Возникает резонный вопрос: должен ли Вася смотреть в камеру? Иными словами может ли он знать, что его фотографируют? Мой ответ нежелательно. Так как, если он знает, что его снимают, то позы и все его действия будут наигранными, будут смотреться неестественно, на показ. Подумайте, вот идут люди по улице вам на встречу, разве они смотрят на вас? В подавляющем большинстве – нет. Вот и станьте как бы третьим. Отойдите в сторонку, посмотрите, вот вы шли на встречу, вот вы отошли. Что-то изменилось? Нет. Как проходили люди мимо вас, так и проходят. Все естественно и непринужденно. Вот она гармония присутствия. Так сказать инь-ян.
Изобразительные приёмы данного жанра очень многообразны и зависят от фотографической идеи данного снимка. К примеру, следы на снегу могут идти от нас или к нам, справа налево или слева направо. Все они оказывают различное воздействие на восприятие, поэтому использовать их следует в соответствии с общей идеей. Так что не стоит снимать такой пейзаж сразу с того места, где вы обнаружили прошлое, настоящее или будущее нашего Василия Пупкина – другие ракурсы могут оказаться более выразительными. Кроме композиции, есть и другие изобразительные приёмы, ну это и так ясно.
В заключение я хотел бы поделиться некоторыми соображениями, которые относятся как к этим пейзажам, так и к другим жанрам. Я хочу упомянуть про гармонию. Мне кажется, что порой очень гармоничные пейзажи бывают скучны. Почему так? Дело в том, что композиционная гармония бесконфликтна, всё удачно решено, такая гармония содержит в себе все ответы на все вопросы. Зрителю ничего не остаётся делать, как воспринимать данный пейзаж глазами. Поэтому я пришёл к выводу, что одну гармонию построения формы надо разбавлять другой гармонией, гармонией другого порядка. Именно поэтому я и говорю об одушевлённых пейзажах. Две гармонии разных планов (порядков) конфликтуют между собой, пытаясь нарушить одна другую, но не создавая при этом никакой дисгармонии! Этот конфликт передаётся зрителю, рождая в нём чувства. Это справедливо и для обычного пейзажа. Да и не только для него. Вспомним фотографии с изображением деревца на фоне кирпичной стены. Тут вы видите гармонии различных порядков. Церковь имеет гармонию построения, отличную от жилого дома, но близкую к природной гармонии (мне думается, что это стилизованная скала с монашескими кельями-пещерами внутри), гармония обнажённого человеческого тела близка к гармонии ландшафта, и так далее. В-общем, тут есть над чем подумать. Так что дерзайте.
По материалам «Хулиганствующий Элементъ»
|