Возможно Вы уже встречались с такими понятиями, как низкий и высокий ключ в фотографии?
Сегодня мы познакомимся с "низким ключом".
Что такое «низкий ключ»? Как используется, какие нюансы необходимо учесть при работе в этой технике?
Первый вопрос и первый ответ. Что такое низкий ключ? Это техника фотосъемки, характеризуемая преобладанием темных тонов над светлыми. При этом, как и в обычном кадре – тут будет использован весь спектр тонов, разница лишь в пропорции.
На снимке, сделанном в данной технике, обычно имеется всего несколько светлых участков в более темном окружении.
Часто эта техника используется в жанре портрета, причем – преимущественно мужского портрета. Это связано с тем, что подчеркивание скул и других черт лица (которое чаще всего «само собой» случается при съёмке портрета в этой технике) – чаще всего более актуально именно при съемке мужского портрета, при подчеркивании особенностей мужского образа.
Как известно – если кадр в общем и целом – темный, взгляд зрителя прежде всего притягивается к светлым его участкам. Таков закон визуального восприятия. Он в данном случае и используется для того, чтобы обратить внимание зрителя – например – на лицо или отдельные его участки на портрете.
Изображение в низком ключе получают как минимум тремя способами.
Первый: фотографируется, условно говоря, «черная кошка в темной комнате»: то есть освещение минимально, и в кадре преобладают текстуры темных тонов.
Второй: фотографируется совершенно нормальная сцена содержащая средние (по яркости) тона, но снимается с «недодержкой» - с отрицательной компенсацией экспозиции.
Третий: нормально проэкспонированная фотография корректируется в Фотошопе или другом графическом редакторе для придания эффекта съемки в низком ключе.
При фотосъемке в студии – обычно используется темный фон (хотя не всегда абсолютно черный). Для подсветки фотомодели чаще всего используются небольшие софт-босы, портретные «тарелки» или источники точечного узко направленного света - для того чтобы тени были наиболее контрастными, а также для того чтобы у фотографа была возможность осветить только, например, лицо фотомодели, а все остальное оставить в темноте. Вы можете попробовать использовать и максимально мягкий свет, но чаще всего это приводит к тому, что в кадре появляется слишком много светлых участков, и такие кадры уже не имеют отношения к рассматриваемой технике.
Экспозиция выставляется вручную, или же выставляется отрицательная экспокоррекция (-1ev или около того, определяется экспериментальным путем). Также можно руководствоваться показателями точечного экспонометра (в большинстве зеркальных фотоаппаратов есть режим «точечного» замера, см. инструкцию аппарата) – ориентироваться необходимо на самые ярко освещенные участки кадра (например – лицо человека), дабы они не превратились в белесые пятна лишенные деталей!